24 сент. 2009 г.

Кукольная жизнь


У кукол-игрушек нет «истории» как таковой. Разумеется, профессия кукольника существовала всегда, их творения можно увидеть во многих музеях. Но все эти симпатичные куклы, сделанные из гипса, дерева, фарфора или глины, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, обрядовых целей или для домашних спектаклей.


Вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а дети играли домашними, сделанными из соломы и тряпок. Взрослые придумывали для своих кукол поистине великолепные наряды с драгоценными камнями, жемчугом и золотым шитьем. А технологии изготовления кукол не уступали по сложностям «военным технологиям» тех времен.

В разных странах сформировались свои методы изготовления кукол, порой очень непохожие на соседские. В Англии, например, кукол делали целиком из дерева. Позже технологию упростили: вырезали деревянную основу, лица и руки покрывали гипсом, а затем аккуратно расписывали масляными красками. Подобных кукол чрезвычайно искусно изготавливали мастера-резчики, потом богато наряжали и выставляли на продажу. Стоили они очень дорого, поэтому деревянные красавицы в основном служили щедрыми подношениями для взрослых, а не игрушками для детей.


В Германии кукол лепили из воска. В конце XVII века Мюнхен стал главным центром по производству восковых кукол. Они были очень хороши, но позволить ребенку играть с такой куклой было невозможно.


Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. Понятное дело, что детей не допускали играть с такими чудесными игрушками.


Лишь в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего сырья для кукол – дешевого и качественного. Экспериментировали долго, но ни один из материалов не был хорош, пока в промышленности не придумали папье-маше для изготовления форм для отливок. Такие куклы были всем хороши — стоили дешево, годились для массового производства и были очень хорошего качества. Но имели один недостаток — для детских игр они не годились, так как боялись влаги и были очень непрочны.


И только во второй половине девятнадцатого века французские кукольники додумались, что ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное, чтобы голова была «настоящая». Следующим открытием стал относительно дешевый фарфор, напоминающий по фактуре человеческую кожу. В Европе наладили производство кукол с головами из неглазированного фарфора, в состав которого добавлять краску.
Мир захлестнула волна восхитительных детских кукол с нежными личиками и румяными щечками. Впервые в истории девочки смогли получить настоящих кукол.
В конце 19 века мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из фарфора "Bebe Jumeau" - очаровательной малышки с бездонными глазами и толстенькими ножками (до этого практически все куклы представляли взрослых). Для Bebe издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки платьев, сумочек, шляп и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их куклы даже заговорили: в их тела втроили специальные звуковые механизмы.


Германия стала серьезным конкурентом французским мастерам. Немецкие куклы были намного дешевле. Кроме того, немцы научились находить новые лица и характеры. Так, компания Kammer & Reinhardt, в начале 20 века, наладила выпуск так называемых реалистических кукол.


После Второй мировой войны появились первые пластмассрвые куклы. А в 1950-1960-х в дело пошли резина, каучук, винил.

Старинные куклы сегодня сильно возросли в цене, а многие современные художники вновь предпочитают использовать натуральные материалы.



Комментариев нет: