31 авг. 2009 г.

Красота - страшная сила

Красоты ради наши предки мазали лицо крокодильим пометом, веки – медным купоросом, а щеки натирали едкими травами


Поразить и напугать
В древние времена лицо раскрашивали для религиозных и магических обрядов либо перед боем. Чтобы испугать врага и убедить его в собственной непобедимости, воины брали цветную глину, мел, охру, древесный уголь, сок растений и разукрашивали себя в стиле тотемных животных – тигров, львов, носорогов. Люди верили, что таким образом можно перенять часть звериной силы. Некоторые африканские и южноамериканские племена до сих пор разрисовывают себя – традицию берегут.


Считается, что первый макияж «ради красоты» сделали египтяне. Они научились готовить порошок, придающий коже матовый оттенок, скрывающий дефекты, – наподобие нашей пудры. Древние египтянки считали, что в первую очередь макияж должен подчеркивать глаза, поэтому подводили их черным порошком на основе сажи, веки – медным купоросом или мелко тертым малахитом. Зубы чистили пемзой. Едкий сок ириса заменял румяна.


Известно, что для отбеливания лица Клеопатра пользовалась мазью из размельченного крокодильего помета с белилами. Волосы красили хной, а чтобы предотвратить седину, мазали кожу головы змеиным жиром и бычьей кровью. В особом почете была подкожная жировая прослойка льва: египтяне верили, что мазь из нее делает шевелюру невероятно густой и длинной.

В Древней Греции макияж был прерогативой куртизанок. И лишь после походов Александра Македонского, в которых воины-греки увидели красиво накрашенных индианок и китаянок, порядочные гречанки тоже начали покрывать лицо белилами, подводить губы, глаза и брови, румянить щеки, осветлять волосы.

Эту моду переняли и римляне. Они же создали первую лечебную косметику – кремы, лосьоны. Ресницы у гречанок были невероятно черного, смоляного оттенка. Все благодаря саже, «приклеенной» с помощью яичного белка. Богатые римлянки красили веки золотистой краской, а брови – углем. Были даже специальные рабыни-косметы, которые украшали тело и лицо хозяек.



Восточный макияж

На Востоке макияж всегда был популярен. Женщины накладывали толстый слой розовой пудры, удаляли лишние волосы на лице и жевали бетель – от него губы и десны приобретали ярко-красный цвет.

В Индии красились так усиленно, что и кожи не было видно: на губах – золотая краска, на зубах – коричневая, глаза подведены сурьмой, щеки – киноварью. На лбу – кружочек, закрашенный шафраном.


Китаянки густо белились рисовым крахмалом. Брови красили в зеленый цвет, а зубы – золотили. Поскольку шафран, крахмал и другая «косметика» были чрезвычайно дорогими, их могли позволить себе только богатые. Простолюдинки искали замену в ягодах.
«Рахитичный» макияж, пудра из мышьяка и свинцовые белила

В средние века, в христианских странах, церковь строго осуждала косметику. Макияж сохранился лишь в Италии, где девушки мазали брови сурьмой, а лицо – белилами на основе свинца. После пары месяцев такого «украшательства» кожа сморщивалась и становилась сухой. Чтобы защитить лицо, девушки накладывали на него компрессы из сырой говядины, смоченной в молоке. Сурьма плавно перешла с бровей на… зубы. Эта нелепая мода стала следствием эпидемии рахита: от этого заболевания зубы темнеют. Екатерина и Мария Медичи привезли обычай красить зубы во Францию, откуда он распространился по всей Европе.



Несмотря на протест церкви, косметика все же укоренилась в Европе. Ею пользовались как женщины, так и мужчины. Сильный пол не отставал от слабого в покупке румян, пудры, кремов и парфюмов.Но дамы все равно приносили красоте большие жертвы: чего стоят только отбеливающие маски для лица и декольте с содержанием свинца, мела и сулемы.

Однако был и еще более ужасающий вариант: пудра сеньоры Тоффаны (той самой, которая изобрела яд для убийства неверных мужей). В состав этой пудры входил мышьяк. Пользоваться такой косметикой можно было только в крайних случаях – например, для соблазнения. Любовник, само собой, даже не подозревал, какую «бомбу» он целует. И соблазнительница, и соблазненный сильно рисковали.


Соблазнила макияжем – на костер!
В 18 веке европейские медики заподозрили, что косметика очень вредит здоровью. От белил страдала не только кожа, но и почки, впитывавшие, как губка, ядовитые вещества. А британский парламент вначале века издал закон, гласящий, что «все женщины, вне зависимости от сословия и возраста, которые соблазнят какого-нибудь подданного его величества короля Англии с помощью парфюмерии, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками… и этим склонят мужчин к супружеству, будут так же караться, как ведьмы и другие подобные преступники. И такие браки будут считаться после обвинительного приговора недействительными».


Брови из мышиных шкурок
В 18 веке производство декоративной косметики стало массовым. Появилась и реклама косметических средств в газетах и афишах. В моде по-прежнему контрастный макияж: белоснежная кожа, пурпурные губы, черные ресницы и брови, виски – с нежными голубыми прожилками, тоже нарисованными.


Появились накладные брови – их делали из кусочков мышиных шкурок. Альманах «Библиотека для дам» 1764 года гласил: «Белизна должна быть неравномерной: совсем светлой на лбу, более темной на висках, а вокруг рта цвет должен отливать желтизной алебастра».


Макияж «а-ля рюсс» был намного безопаснее заграничного: отечественные модницы использовали вместо белил обыкновенную муку, вместо румян – свеклу, а брови подводили угольком. Самые отчаянные жевали траву бодягу – от нее сосуды расширялись, и в результате моментально пунцовели щеки.


Дешевая косметика – раздолье для проституток

В начале XIX столетия Европу поглотила мания чистоты. Наконец-то дамы поняли, что никакие румяна не заменят чистой, свежевымытой кожи Светские львицы без устали, по нескольку раз в день принимали ванны и чистили зубы. Белила, помады и парики канули в Лету. Косметика стала настолько дешевой, что ее могли себе позволить даже содержанки и дамы полусвета.


Со временем макияж снова вошел в моду, правда, стал более сдержанным. В 1863 году косметическая фирма «Bourjois» выпустила рисовую пудру, которую моментально раскупили: дамам понравилось, что она впитывает излишки жира на лице и сглаживает поры. В 1890 году появилась компактная пудра «Манон Леско», а за ней – сухие румяна «Pastel joues».

В 1843 году русский купец Альфонс Рале построил в Москве первый парфюмерный завод. Кроме туалетных вод, здесь делали пудру, помаду, мыло. Знаменитая советская фабрика «Свобода» основана именно на базе этого завода.



Наконец-то, вспомнили о гармонии

В начале 20 века в моду вошел матовый цвет лица. Он достигался с помощью обезжиренного воска и пудры из рисового крахмала. На съемках фильмов актрис непременно гримировали этими средствами.

Современный макияж очень многим обязан поляку Максу Фактору (не правда ли, знакомое имя?) Этот человек вначале работал гримером при императорском театре в России, а потом эмигрировал в Америку. Голливуд оценил талант Макса: в 1918 году он вывел известный принцип цветовой гармонии макияжа. Впервые в истории косметики прозвучала идея, что декоративная косметика должна быть согласована с цветом лица.


1919 год стал революционным для макияжа: манекенщицы стали выходить на подиум в полном гриме. Выглядели они для того времени необычно: брови полностью выщипаны и заново нарисованы тонким полумесяцем, губы накрашены бордовым цветом в форме «сердечка», а лицо густо напудрено.

Рисовая пудра существовала пяти оттенков и даже с двумя разными ароматами – более сладким для брюнеток, и свежим – для блондинок.


Мода на бледность постепенно сменилась загаром. Тут же возникла логичная цепочка: врачи стали рекомендовать морской отдых, в результате чего и появилась водостойкая тушь. Брови красили густо, «домиком», глаза сильно подводили черным карандашом, а губы – неоново-розовой помадой.


Глаза – на «пол-экрана»

В 60-х на пике популярности был образ «пай-девочки»: огромные накладные ресницы, едва заметная светлая помада, пастельные тени.


А вот 70-е добавили в макияж блестки – хоть для глаз, хоть для щек. Глаза должны быть не просто «зеркалом», а огромнейшим «зеркалом»!



Роковая красота

Спустя два десятилетия снова вернулась мода на роковых красоток, а вместе с ней – и броский макияж. Многие стали краситься «под панков»: глаза – черной или синей жидкой подводкой, губы – темной помадой, контурный карандаш – еще темнее основы.


«Я только что умылась»

Как водится, на смену пышности приходит минимализм. Так вышло и с макияжем: в 90-е годы все уже стремились выглядеть максимально естественно. Тональные кремы со светоотражающими пигментами, свежее, словно только что умытое лицо, нежные краски, мягкие линии.


Гламур

А вот в начале нового тысячелетия визажисты привнесли в макияж металлические цвета: серебристый, бронзовый, золотой. Чем больше блесток – тем лучше, и вообще – макияж должен давать ощущение праздника.


по материалам сайта

Комментариев нет: