25 авг. 2009 г.

Идеал женской красоты

Достаточно окинуть беглым взором эволюцию представлений людей об «эталоне» женской красоты, чтобы убедиться в простой истине: никаких эталонов красоты природа никогда не создавала. Правда, представления о ней все время менялись. какие женщины в разное время считались красивыми?


В прошлом столетии в Австрии была обнаружена маленькая фигурка, насчитывающая более 20 тысяч лет. Ее назвали "Венера из Виллендорфа". Выглядела эта "Венера" примечательно: крупный бюст, огромный отвисший живот, толстые руки и плечи. Это свидетельствует лишь об одном: на заре человечества ценилось то, что было функционально. Самыми красивыми считались женщины, которые способны были родить и выкормить много детей.

Совсем по-другому обстояло дело в античные времена. В Древней Греции существовал культ красоты и тренированного тела. Эталоном красоты стала скульптура Афродиты Книдской работы Праксителя: плавные линии груди, выраженная талия и широкие округлые бедра. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос и большие глаза.

В Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода. Идеалом средневековой женщины стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в темном, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби.


В X–XII веке трубадуры прославляли «прекрасных дам». Женщину сравнивали с розой - она нежна, хрупка, изящна, белокожа, беззащитна и беспомощна на вид.
В моду вошла продолговатость, причем во всем, начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом. Чтобы максимально открыть его, дамы сбривали часть волос, обрамлявших лицо. Для того чтобы шея казалась более длинной и тонкой, брился затылок. Ценились тонкие руки, длинные пальцы и длинные ноги и маленькая грудь.
На этом фоне парадоксально выглядело только одно: стандарт красоты подразумевал округлый, достаточно большой живот. Те, кого природа наградила плоским животом, тоже нашли выход из положения. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот.

В Средневековой Европе царили жесткие порядки, установленные католической церковью. Физическая красота считалась греховной. Поэтому женщины носили платья, почти полностью скрывающие фигуру.
Но даже в те непростые времена существовал свой стандарт красоты. Им была достаточно гармонично сложенная женщина, не худая, но и не полная. Больше всего ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все – рост, кисти рук, ступни, грудь.
Еще более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение.


В эпоху Возрождения идеал красоты изменился. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и красота теперь снова неотрывно связана с телом. Начали цениться пышные телеса, которые изображал на своих картинах Рубенс. Особыми достоинствами считались полные руки, широкие бедра и пышная грудь. Плавные изгибы тела подчеркивались как только можно – и особым покроем платья, и глубоким декольте, и короткими рукавами. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет.

в XVII практически всю Европу веке захватил стиль барокко. В моду вошла роскошь, вычурность и манерность. Настало время так называемой кукольной красоты. Женщины должны были напоминать хрупкие статуэтки. Эталоном привлекательности стала нереально тонкая талия, маленькая головка на длинной "лебединой" шее, покатые плечи и маленькая грудь.
Дамы морили себя голодом, что придавало лицу благородную бледность. Но чаще всего эта бледность получалась с помощью белил. Очень щедро использовалась пудра, которая наносилась практически на все – и на парики, и на одежду, и на тело, которое не мылось месяцами. Последнее не должно вызывать удивления: в то время гигиенические процедуры были не в почете. Ванна принималась исключительно редко – иногда раз в год или полгода. Волосы тоже не мылись – размножившиеся насекомые вычесывались оттуда специальными гребнями. Так что хрупкая барышня, одетая в роскошное платье, на самом деле являла собой достаточно непривлекательное зрелище.


В XIX веке идеалом красоты была в моде хрупкая, изящная женщина. Мода тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались "осиные талии", бледные лица, изнеженность и утонченность.


Наступил XX век. Жизнь изменилась и в людях стали больше всего цениться ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным завоеванием женщины стала считаться свобода.
Появился совсем другой эталон женской красоты – загар, хорошо развитая мышечная система, самоуверенность и самодостаточность. Становятся короче юбки, которые открывают стройные ноги. Подчеркиваются линии ягодиц и бедер. Благосклонно воспринимаются и худышки и полненькие. Однако уже есть тенденция к сохранению стройности.


Во второй половине ХХ века в моду входит не просто стройность, а настоящая худоба. В шестидесятые годы начинается культ дистрофии. В моду вошли мальчишеская угловатость, острые лопатки, костлявые коленки и тоненькие ноги. В ход пошли жесткие диеты, голодовки и занятия спортом вплоть до изнеможения.

Только в конце семидесятых годов появилось учение о здоровом образе жизни и стали разрабатываться сбалансированные диеты.

"Женственность + фитнес" – вот девиз наших дней. Но никто не знает, что случится через несколько лет. Вполне возможно, стандарт женской красоты опять изменится, как это происходило уже много раз.

1 комментарий:

Gveret Yaliya комментирует...

По поводу худобы, бледности и вздутых животов в моде средневековья. Это все - симптомы рахита, извините за интимные подробности. Времена были тяжелые, так называемое малое оледенение, питание не слишком разнообразное по нашим меркам, витаминов было мало, с солнышком тоже были проблемы. Аль и ходили рахитичные красавицы со вздутыми животами. А то, что было характерным и преобладающим, не могло не стать модным.
А в ХУП веке дамы, чтобы поганять вшей в высоченных прическах, пользовались длиннющими шпильками. Историки долгое время не могли понять истинного назначения этих шпилек, кстати очень красиво оформленных...