2 февр. 2010 г.

Я купила личный самолёт

"Я купила личный самолёт!" – радовалась бабушка. Ну да, лайнер не летает, списан давно. Зато в нём можно жить. Это просёк и другой американец, загнавший старый самолёт в лес и поселившийся в нём. "Приходите на экскурсии!" – приглашал он. "Мы построим вам жилище из Боинга!" – зазывали третьи, коммерсанты. Действительно, некоторые люди предпочитают в самолётах жить. Каковы причины столь неординарного выбора?

Судя по всему, первым домом-самолётом обзавелась в 1996 году пенсионерка Джоанна Уссери (Joanne Ussery) из небольшого городка Бенуа (Benoit), что в штате Миссисипи.

Когда её дом сгорел, зять, в то время работавший авиадиспетчером, предложил ей в качестве нового мобильного дома фюзеляж Boeing 727. Она, недолго думая, купила его за $2000. Ещё $4000 Джоанна отдала компании, которая доставила громадину (почти 40 метров) на принадлежащий Уссери участок земли с озером.

Через полгода самолёт основательно переделали: вместо 200 бывших пассажирских мест появились просторный зал, кухня, три спальни и джакузи в кабине пилотов. Обошлось всё это удовольствие бывшей парикмахерше в $25 000.

 

Старушка неоднократно заявляла, что вполне довольна своим домом, ведь в нём "полно места для ног". С ней всё понятно – лайнер оказался доступной альтернативой утраченному жилью. А почему в самолётах оказались другие жильцы?


Примерно в мае 2000 года о своём авиапроекте заявил ещё энтузиаст Брюс Кэмпбелл (Bruce Campbell), который собрал Airplane Home – дом из самолёта Boeing 727-200 в Портленде, штат Орегон.
Лайнер обошёлся ему несколько дороже – в $200 тысяч (половина пошла на покупку, вторая половина на транспортировку, плату за временную стоянку, демонтаж и установку махины). Зато Брюс обзавёлся "великолепной игрушкой" посложнее, ведь кроме фюзеляжа у него в запасе были почти все составляющие настоящего "Боинга".


Своё стремление построить дом из самолёта ботаник Кэмпбелл (как он часто сам себя величает) объяснил так. Причины практические: древесина – материал недолговечный, её разрушают термиты и микробы, она горит. Кроме того, обычные прямоугольные дома не могут противостоять ветру и землетрясениям.

А вот вышедшие на пенсию самолёты – очень даже могут: выдерживают ветер, дующий со скоростью более 900 км/ч, им не страшны перегрузки до семи g. Если предотвращать коррозию корпуса, то они могут прослужить не одно столетие. "Самолёты – лучшие конструкции из когда-либо придуманных человечеством", — заключал он.

Параллельно с Кэмпбеллом, в 2002 году, о желании строить дома из самолётов объявила компания Max Power Aerospace. Она стала предлагать более-менее массовое производство домов-самолётов, устанавливаемых на стальной ноге-опоре где угодно, хоть в море. По некоторым данным, фирма даже продала три такие конструкции.


Но, то ли покупателей больше не нашлось, то ли инициатива по каким-то причинам заглохла. В любом случае с 2003 года вестей о продвижении проекта Max Power нет.

И наконец свежий и, как пока кажется, успешный пример. Шведы начали реализовывать схожую идею в 2006 году.
На этот раз в оборот взяли списанный Boeing 747, из которого получился Jumbo Hostel, оригинальное и относительно недорогое "общежитие" при аэропорте Стокгольма (Stockholm-Arlanda Airport), к которому Jumbo Hostel расположен настолько близко, что ближе, наверное, и быть не может – лайнер встал на прикол у въезда к "воздушным воротам".

"Сложнее всего было построить что бы то ни было внутри корпуса. Здесь было очень мало пространства. Совсем не то, что строить новый дом с нуля", — рассказывает 36-летний Оскар Диёс (Oscar Diös), управляющий Jumbo Hostel.

Однако так как это не частный дом, а общественное место, Диёсу и его команде пришлось пройти через все круги бюрократического ада, чтобы получить одобрение на строительство. В декабре 2007-го предприимчивый швед получил все необходимые документы, а в январе следующего года самолёт был отогнан на специальную стоянку, где его и переоборудовали под отель.

Комментариев нет: