В то время были на земле исполины...
это сильные, издревле славные люди
«В нашем маленьком Кардиффе никто не назовет Вильяма Ньюэлла лжецом. Если не верите мне, спросите у других. Даже старый шериф Макконехи подтвердит вам мои слова, а уж он-то разбирается во всяких пройдохах получше нас с вами. Я вам так скажу, Вильям Ньюэлл не был лжецом, что бы там ни говорили за пределами Кардиффа, но вы лучше сами решайте, кем он был на самом деле, а я расскажу вам его историю.
Все началось недалеко отсюда, на его ферме, в октябре 1869 года. Ньюэллу понадобился колодец и он, долго не раздумывая, решил его построить неподалеку от своего дома. Он нанял для этого двух парней, Николса и Эммонса, выдал им по лопате, показал им место, где он хотел бы видеть свой новый колодец и те принялись за работу. Но не успели они выкопать яму глубиной в несколько футов, как лопата одного из них наткнулась на что-то твердое - потом каждый из них утверждал, что это была именно его лопата. Но в тот момент, - чья бы это лопата ни была, один бог знает истину, - ни один из них даже подумать не мог, что через пару дней они оба станут знаменитыми, а их фотографии украсят собой столичные газеты.
Вскоре стало ясно, что под лопату попался не обычный камень. Лопата Николаса, - или Эммонса, - высекла искру из огромной человеческой головы. Не человеческой, конечно, что я говорю!- выглядела-то она, голова эта, совсем обычно, разве что раза в полтора больше головы самого большого человека, который когда-либо жил на этой благословенной земле, - да вот только была она из камня.
Землекопы позвали хозяина фермы, чтоб тот посмотрел на находку, и когда Ньюэлл увидел ее, то сразу же забыл про свой колодец. Как они там откапывали эту голову, оказавшуюся головой десятифутового каменного исполина, я не знаю. Не то чтобы они всё держали в строгом секрете - просто особо не трепались. Но вы, наверное, и сами знаете, как это бывает в таких маленьких городках как наш Кардифф, ни о чем рассказывать и не пришлось - слухи поползли сами, сначала по фермам, потом и в городском магазинчике заговорили о странной находке на земле Ньюэлла. Как эти слухи из нашего Нью-Йорка добрались до Коннектикута, а оттуда расползлись по всей стране, не знает никто, да только уже на следующий день по Кардиффу расхаживали важные йельские профессора и другие любопытствующие персоны.
Процесс «эксгумации» каменного гиганта из Кардиффа |
Я тоже ходил смотреть, и мне совсем не жалко того четвертака, что я отдал в руки самому Ньюэллу. Это был гигант что надо, если вам интересно мое мнение. Он лежал прямо на земле в центре ярмарочного шатра, весь голый, и выглядел как самый настоящий человек, который заснул или, скажем, прилег отдохнуть после тяжелой работы; и всё у него было на месте, как у самого настоящего человека, даже тот самый орган, который обычно не показывают, но который есть у каждого мужчины, был там, где ему и полагалось быть.
Гигант из Кардиффа
Разговоров, скажу я вам, было! Свое мнение на этот счет имелось у каждого жителя Кардиффа, да и у каждого приезжего, впрочем, тоже. Йельские умники сразу сказали, что этот истукан никак не может быть окаменелым человеком, и что таких гигантов никогда не носила на своем горбу наша Земля; а даже если какой-нибудь древний человек и имел бы десять футов роста, то никак не мог бы окаменеть. Но кто же верит в наше время этим молодчикам! Людей приезжало в наш маленький Кардифф столько, что Ньюэлл поднял цену за просмотр в два раза, и никто не скупился, всем хотелось своими глазами посмотреть на чудесную находку.
Вскоре гиганта увезли в Сиракузы, да оно и к лучшему. Мы, жители маленьких городов, не любим, когда к нам приезжает много чужаков. Да вы и сами знаете, от чужаков хорошего не жди, поэтому, когда Ньюэлл снял свой ярмарочный шатер, а каменного человека погрузили в телегу и повезли на Север, все вздохнули с облегчением.
Гиганта ведут в Сиракузы, штат Нью-Йорк |
Часть II: Джордж Халл, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Вообще-то, история гиганта из Кардиффа началась не в Кардиффе, а в Нью-Йорке, и не в 1869 году, а двумя годами раньше. Вот как все было на самом деле.
Джордж Халл, торговец табаком из Нью-Йорка, заказал трехметровый гипсовый блок в Форт Додже, штат Айова. Когда его спрашивали, зачем ему столько гипса, он на голубом глазу отвечал, что этот гипс пойдет на памятник Аврааму Линкольну. Разумеется, памятник «честнейшему из всех людей» Халл строить не собирался - у него была идея поинтересней. Он отвез гипсовую глыбу в Чикаго, где нанял бригаду немецких скульпторов вытесать для него большого человека, да сделать это так, чтоб у тех, кто увидит эту необычную скульптуру, не возникло сомнений в том, что это ничто иное, как окаменелый древний гигант. Немцы справились с задачей на отлично и дали Халу, за дополнительную плату, конечно, слово, что унесут тайну происхождения этой скульптуры с собой в могилу.
Заручившись щедро оплаченным обещанием немецких камнетесов, Халл отвез гиганта на ферму своего двоюродного брата Вильяма Ньюэлла в Кардифф, штат Нью-Йорк. Как ему удалось провезти трехметровую скульптуру через несколько штатов, выгрузить ее в Кардиффе, закопать на ферме брата и при этом остаться незамеченным, не знает никто. Но он это сделал. Всего Джордж Халл потратил на свою аферу 2.600 долларов.
Через год Вильям Ньюэлл под предлогом строительства нового колодца нанял двух землекопов и те нашли каменного гиганта. Как развивались события дальше, вы уже знаете.
Двоюродные братья действительно показывали гигантского каменного человека всем желающим, а желающих было хоть отбавляй. Некоторые даже выразили желание купить чудесную находку, и Халл, долго не раздумывая, продал ее там же в Кардиффе за 23 тысячи долларов - сумма огромная по тем временам. Новые владельцы увезли гиганта в Сиракузы и там кардиффская находка вызвала настолько сильный интерес у публики, что уже через несколько дней шоумен Финис Барнбам предлагал за гиганта 50 тысяч, но продавать «сокровище» никто не собирался.
Барнбам, получив отказ, не стал унывать. Он исхитрился каким-то образом снять с гигантской скульптуры восковой слепок и по нему сделать ее точную копию. Он выставил своего гиганта на всеобщее обозрение в Нью-Йорке. Разумеется, он утверждал, что у него публика может увидеть настоящую окаменелость из Кардиффа, и что в Сиракузах людей обманывают, выставляя подделку.
10 декабря 1869 года Джордж Халл сделал заявления для прессы, в котором рассказал все как есть, но это не остановило владельцев каменного человека, и тех, у кого был оригинал, и тех, кто владел подделкой - они принялись судиться друг с другом. 2 февраля 1870 года суд признал обоих гигантов подделками. И, тем не менее, новые окаменелости древних людей появлялись то тут, то там по всей Америке вплоть до самого конца XIX века - видимо, вера в чудо гораздо сильней здравого смысла.
1 комментарий:
Мы с мужем когда-то работали на археологических раскопках тут, на юге. На перерыве, покушав, муж развлекался тем, что из мягкого известняка вырезал ножом всяческие морды, а один мужичок-прибалт, глянув на него, решил подшутить. Вырезал на таком же куске камня на латыни "Вини, види, вици", прикопал их в местечке, где шли раскопки и тихо смылся в сторонку. Перерыв кончился, работа закипела. Вдруг кто-то обнаруживает эту табличку с надписью. Зовут начальство, оно, толстое, страдающее одышкой, прибегает, аккуратно, затаив дыхание, щеточками начинает очищать землю с надписи... А потом видит, что это новодел. А с начальством еще и комиссия какая-то примчалась из Рашут Атикота. Лощеная такая, вся из себя в костюмчиках. Комиссия так ржала, что своими наутюженными задами в раскопочную пыль попадала!
А одну из бородатых голов, которую на перерыве вырезал мой муж, выдурила себе начальница. Недавно ее видели, говорит, что она до сих пор красуется в комнате ее сына. Они ее Диогеном назвали.
Кстати, эта тетка-археолог до сих пор пребывает в твердой уверенности, что эту шутку длурацкую с "Вини, види, вици" выкинул именно мой муж. Переубеждать бесполезно.
Отправить комментарий