Всю историю причёсок можно разделить на несколько основных этапов. Со времен правления Людовика XIV и до начала восемнадцатого века дамы носили фонтанж, сама форма которого давала большой простор фантазии.
Фонтанж (фр. fontange) - это высокая причёска, которая держалась при помощи шпилек и проволочных конструкций, а так же одноимённый чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев.
Анжелика де Фонтанж
Как возникло слово "Фонтанж": Во время очередной королевской охоты юная фаворитка короля Франции - Анжелика де Руссиль-Фонтанж нечаянно растрепала свои локоны и, чтобы длинные волосы не мешали ей охотиться, подвязала их куском кружева. Исследователи расходятся во мнениях - было ли это кружево сорвано с рукава, или служило чулочной подвязкой. Так или иначе, но это сооружение на голове де Фонтанж пришлось по вкусу эксцентричному королю и наутро почти все дамы явились ко двору с такими же «фонтанжами». Со временем фонтанжи становились всё выше и причудливее. У иных дам они достигали высоты 50-60 сантиметров.
Позднее Людовик XIV - главный законодатель европейских мод - оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери и в моду вошла простая, слегка припудренная причёска, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо. Эти причёски даже имели свои названия: «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка»...
Но с 70-х годов XVIII причёска снова принялась «расти» вверх. Теперь использовались не только свои волосы, но и накладные, а также ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды. Есть мнение, что придумала такие прически новая фаворитка Людовика XV - Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри - девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя.
Оставила свой след в истории моды и молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в нужное русло. Выдумки молодой королевы имели романтические названия: «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть». Они сильно отличались от скормных «бабочки» или «неженки».
Наиболее рьяные модницы умудрялись носить на головах вазы с фруктами, чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. К этому же периоду относится и известная A-la Belle Poule - причёска с моделью знаменитого фрегата Белль Пуль, победившего в морской баталии в 1778 году.
Постепенно громоздкая, вычурная прическа становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». В арсенале модниц остаются только ленты и кружева. После Французской революции «старорежимные моды» даже стали предметом насмешек. И спустя всего несколько лет, светские дамы уже щеголяли с элегантно скромными причёсками «а-ля грек» и «а-ля Аспазия».
Это была небольшая часть истории женских причёсок. Давайте уделим немного внимания и мужской моде. Её историю также можно разделить на несколько этапов. При дворе короля Людовика XIV в моде парики Аллонж с длинными волнистыми локонами. Считается, что подобная мода возникла из за того что король очень рано начал лысеть и не желал мириться с этим фактом.
К середине XVIII века аллонж несколько видоизменился, он стал короче и компактнее. Укороченный вариант аллонжа назывался «бинет».
В Россию парик аллонж пришел с началом реформ Петра I. Однако его носили только пожилые люди, молодые же предпочитали не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.
В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн» - крыло голубя: два-три ряда тщательно завитых локонов укладывались на висках. Сзади - небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата. Такую причёску особенно любили в армии и на флоте.
К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды. Исключение составляла, пожалуй, только Россия, где было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 1780-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов.
источник
1 комментарий:
Я почему-то в детстве, когда видела изображения дам с прическами типа Белль Пуль и в таких кринолинах, представляла этих дам в троллейбусе или трамвае. Прикольное должно было быть зрелище! А походочку представляешь: таскать на себе такое, чтоб оно не развалилось ненароком. А под всей этой красотой вши маршируют строем.... бррррр! И морда в прыщах, мушками заклеенных. Бедные бабы!
Отправить комментарий