5 авг. 2010 г.

История носового платка

Во все времена такая мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.


Уже во II веке в Древнем Риме белые носовые платки использовались актерами в комедиях и сатирах. Зрители же махали ими во время игр на трибунах.

В средние века дамы дарили мужчинам свои платочки в знак благосклонности. Они прикрепляли на копьё своего рыцаря платок, украшенный роскошной вышивкой, и бахромой, как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Так же платки использовали при проведении церковных и коронационных церемоний. Но расцвет моды на носовые платки начинается в эпоху Возрождения.

В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами. Среди знати существовала целая система знаков для того, чтобы выразить то или иное желание. Одним из элементов этой системы был носовой платок.


Первоначально платки были различных форм: овальные, круглые, продолговатые. Пока в 1685 году король Людовик XIV не постановил, что «длина платка должна быть равна ее ширине во всем королевстве». И маленький квадратный платок с тех пор остается неизменным.

В Европе XVIII века носовые платки применялись в качестве гигиенической принадлежности. Эразм писал “Вытирать нос об рукав невоспитанно”. Носовые платоки бысто вошли в моду как декоративное дополнение к костюму и стали не только модным аксессуаром, но и служили знаками любви.

Носовые платки были широко рспространены в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. История носовых платков очень тесно связана с историей вышивки и кружева. Поэтому, когда в XVII веке в моду вошло коклюшечное кружево, платки стали все чаще изготовлять из него. Это был более простой и дешевый способ для его создания, притом изделия получались еще более элегантные. Тем не менее этот аксессуар могла себе позволить только знать.


По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9».


В средневековой России было два типа носовых платоков - утиральник и ширинка. Ширинка изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло название. Ширинки шили из шелковой ткани и украшали вышивкой выполненной разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугом.

Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство.

В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из белого тонкого полотна, украшены вышивкой, с повторяющимся узором. Орнамент в форме розочек, медальончиков, мелких цветочков и листочков.


Когда Наполеон пришел к власти, Жозефина установила моду на платки. Сплетники говорили, что во время беседы с нежеланными придворными императрица держала у губ кружевной платок в знак своего неприятия. Французы считали ручную вышивку или кружевные оборки на платке важным элементом костюма каждой хорошо одетой женщины.


Во второй половине XIX веке мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность начала производить модные аксессуары и прочие мелочи. Выбор носовых платков стал огромен: разноцветные с цветной каймой, клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки, праздничные платки-аксессуары были иными. Мужские носовые платки стали более простыми и незаметными, примерно 40 см, белого льна с простой обметкой по краю, а в углу иногда вензель.


Интересно, что носовые платки достаточно своеобразно повлияли на возникновение... лифчиков! Само появление лифчиков - процесс довольно затяжной, но то что он связан с платками документально зафиксированно. История такова: Американка Мэри Фелпс Джекобс, которая после своего изобретения получила прозвище "Блистательная Мэри", так ей были признательны женщины, настрадавшиеся из-за корсета. Будучи ярой поклонницей Поля Пуарэ и его идей естественности в костюме (Пуарэ ратовал за отмену корсетов, за свободные, мягкие линии одежды), Мэри смастерила несколько лифчиков из носовых платков и разослала по своим знакомым. Изобретение имело такой успех, что вскоре предприимчивая леди продала свой патент за 15 тысяч долларов корсетной фабрике, почувствовавшей, что корсетам скоро настанет конец.


С течением времени платки становились все проще. XX веке с переходом на готовую одежду сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые. Во второй половине XX столетия стали производиться одноразовые бумажные платки, что свело многовековую моду в небытие.



Источники: http://ru.wikipedia.org/ , http://www.fashiontime.ru/

2 комментария:

Gveret Yaliya комментирует...

Кстати, уже после прочтения этой статьи, я обратила внимание: действительно был период, когда практически каждый второй портрет дамы рисовался с платочком в руке! А каждый четвертый - с горностаем или какой-нибудь другой шкуркой в руке или на запястьи. Интересно, ведь это действительно отражало какие-то тенденции в моде, о которых мы мало что знаем.

Paladina комментирует...

спасибо за идею - поищу информацию про горностаев))))